Спасо-Преображенский монастырь в Астрахани

Оставшаяся башня монастыря. Фото: Алексей Паевский / russianold.ru
Сегодня мы с нашим порталом отправимся на юг нашей страны, в Астрахань. Хорошо известен архитектурный комплекс Астраханского кремля, о котором мы в общем уже писали, а скоро напишем и по отдельным памятникам, однако мало кто знает, что всего в 20 минутах ходьбы на перекрестке стоит осколок еще одной древней астраханской жемчужины. Мы поговорим о Спасо-Преображенском монастыре в Астрахани.

Спасо-Преображенский монастырь в Астрахани (из «Путешествия на тарантасе по Восточной России осенью 1856 года» Вильяма Споттисвуда. Лондон. 1857 год)
Величественный, но ныне почти исчезнувший, Спасо-Преображенский монастырь в Астрахани когда-то служил символом православной власти и духовного присутствия в южных пределах Русского царства. Основание монастыря связано с событиями осады Астрахани турками и татарами в 1569 году – эпизодом, отразившим масштабное столкновение за контроль над нижним Поволжьем. Тогда к турецко-татарской армии, насчитывавшей около 20 тысяч человек, присоединились отряды Крымского ханства. Их план был амбициозен: не только взять Астрахань, но и соединить Каспий с Доном через прорыв канала – первый в истории попытки инженерного соединения двух рек.
Однако осада закончилась катастрофой для османов. Плохо подготовленная экспедиция столкнулась с ожесточённым сопротивлением гарнизона и жителей города, к тому же внезапно начались холода и ранние заморозки, превратившие болотистую местность в настоящие ловушки. Непрекращающиеся набеги донских казаков еще более ухудшали положение нападавших. В ноябре 1569 года остатки турецко-татарской армии в беспорядке отступили, потеряв до трети личного состава. Эта провалившаяся операция стала последней попыткой Османской империи захватить Астрахань.
По церковному преданию, столь неожиданное и почти чудесное избавление города от захвата и гибели было воспринято как знак божественного заступничества. В благодарность за спасение царь Иван IV распорядился учредить в Астрахани монастырь, посвящённый Преображению Господню – празднику, символизирующему свет, победу и преображение скорби в славу. Однако реальное строительство началось почти тридцать лет спустя – в 1597 году.
Игумен Феодосий, прибывший из Троицкой обители, заложил деревянный храм на северной окраине Белого города. Собор был освящён в 1604 году и вскоре стал духовной осью местной общины. Однако уже в следующем десятилетии монастырь оказался в эпицентре трагических событий. Смутное время, охватившее Русское государство в первые годы XVII века, добралось и до отдалённой Астрахани.
В 1614 году город стал ареной восстания, вспыхнувшего на фоне обострения борьбы за власть между московскими ставленниками и местной казачьей вольницей. Поводом послужили действия князя Ивана Хворостинина. Его жесткие меры вызвали недовольство и бунт. Астраханцы, подстрекаемые казаками и беглыми холопами, подняли вооружённое восстание, захватили крепость и частично уничтожили представителей власти. Вооружённая анархия распространилась по всему городу. Многие строения Белого города, включая монастырские здания, оказались разграблены или сожжены. Эти разрушения стали не только материальным, но и духовным ударом по общине. Однако в условиях новой политической стабильности при Михаиле Фёдоровиче монастырь начал возрождаться – государем было выделено денежное жалованье, возвращены рыбные угодья.

Башня Спасо-Преображенского монастыря. Архивное фото
Пожар 1646 года стал для обители переломным моментом. Практически весь монастырь сгорел, включая деревянный собор. Новое строительство, уже из камня, началось при царе Алексее Михайловиче и настоятеле Михаиле. Каменный собор, завершённый в 1647 году, стал архитектурной доминантой не только монастыря, но и всего северного предместья Астрахани. Учитывая общее, далекое от благополучия, состояние обители, такое масштабное строительство своими силами не представлялось возможным. Обращение игумена Михаила к царю Алексею Михайловичу позволило не только достроить монастырь, но и укрепить материальное положение обители за счет пожалованного в 1653 царским указом учуга Чурка.
В 1655 году монастырь получил статус патриаршего – уникальное признание его значения, которое наделило обитель особыми привилегиями и обеспечило ее благосостояние. Однако и эта эпоха не была лишена тревог. В 1704 году Пётр I конфисковал рыбные промыслы монастыря, лишив обитель основного источника дохода. А уже в 1709 году новый пожар снова разрушил почти весь комплекс. Восстановление монастыря шло тяжело усилиями общины и в немалой степени царской милостью.

Спасо-Преображенский монастырь. 1880-е годы. Архивное фото
С начала 1730-х годов монастырь начал стремительно восстанавливаться под руководством выдающегося настоятеля – архимандрита Мефодия. При нём были построены мощные каменные стены с четырьмя угловыми башнями, новые братские корпуса, надвратная церковь Зосимы и Савватия, а также церковь Всех Святых в юго-восточной башне. Комплекс превращался в крепость духа и камня. Архитектура сочетала барочную пышность с оборонительными элементами: арочные окна, декоративные изразцы, белокаменные наличники, угловые шатровые башни с флюгерами. В этот же период монастырские угодья также обзаводятся храмами: на учуге Чурка построена Никольская церковь в честь Николая Чудотворца (позднее здесь появится Чуркинская пустынь), на Ивановском бугре – храм в честь Афанасия Афонского.

Архивное фото
Однако в 1767 году монастырь вновь пострадал от пожара – на этот раз особенно разрушительного. По городским хроникам, сильнейший зной и суховей, обрушившиеся на Астрахань летом того года, привели к серии возгораний в деревянной части Белого города. Огонь перекинулся и на монастырскую территорию, уничтожив хозяйственные постройки, часть кельей и обрушив кровлю соборного храма. Особенно пострадал древний иконостас и библиотека, собранная монахами с середины XVII века. Уцелели лишь те здания, что были выстроены из обожжённого кирпича, но и они получили повреждения: потрескались своды, осела кладка.
Несмотря на значительную помощь бывшего настоятеля Мефодия, уже ставшего к тому времени епископом Астраханским, восстановление шло медленно. Фактически пожар 1767 года стал началом постепенного упадка монастыря.
Начало XIX века лишь усугубило ситуацию. Новый пожар 1813 года окончательно разрушил северную стену с примыкающими зданиями. Несмотря на усилия по восстановлению и частичную отстройку пострадавших зданий и сооружение и возведение новых, обитель ветшала. Уже в первой четверти XIX века монастырь числился как «обедневший, подлежащий реорганизации», а собор Преображения – как «требующий капитального ремонта с неустранимыми трещинами в сводах».

Епископ Мефодий.Фото: russianold.ru
В 1841 году собор был признан аварийным и закрыт. Попытка его перестройки в 1865 году закончилась трагедией: обрушение перекрытий унесло жизни восьми рабочих. Это стало роковой точкой в судьбе монастыря.
В 1873 году по постановлению Святейшего Синода монастырь был упразднён. Храмы и корпуса передали семинарии. Храм Зосимы и Савватия стал семинарским собором и просуществовал до 1930 года, когда был окончательно снесён. После революции монастырские здания использовались как казармы, пехотные курсы, а затем – как детский дом.
Архитектурное наследие
По своим архитектурным признакам Спасо-Преображенский монастырь можно отнести к синтезу нарышкинского барокко и южнорусской провинциальной традиции.
Соборный храм
Высокий двухъярусный собор с трапезной частью, обрамлённый изразцами и белокаменными орнаментами, напоминал московские церкви конца XVII века.
До наших дней дошли описания внешнего и внутреннего устройства главного монастырского храма – выдающегося архитектурного памятника, сформировавшегося в основном к началу XVIII столетия. Это был двухъярусный собор, характерный для церковного зодчества Астрахани той эпохи. По своему силуэту и конструктивным решениям он имел явное родство с другими выдающимися храмами города, такими как сохранившийся Успенский собор и ныне утраченный Рождественский храм.

Архивное фото
При входе в обитель через святые врата паломники оказывались у лестницы, поднимающейся к верхнему этажу, где размещалась главная церковь – во имя Преображения Господня. Вдоль стен верхнего храма проходила открытая каменная галерея, опиравшаяся на арочные своды. В нижнем ярусе арки образовывали полузакрытую обходную галерею.
Внутреннее пространство верхнего храма было хорошо освещено высокими стрельчатыми окнами, создававшими ощущение света и воздуха. Пространство трапезной соединялось с основным объёмом храма широкой аркой.
Особой гордостью храма служил роскошный пятиярусный иконостас высотой девять саженей. Он был оформлен резными, покрытыми золотом колоннами, стилизованными под виноградные лозы с гроздьями, в обрамлении которых размещались иконы. Всего их насчитывалось 46 – преимущественно канонического древнерусского письма, с выразительными, строго аскетичными ликами.
Нижний храм, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери, имел придел и трёхсводчатое перекрытие, опиравшееся на столпы. Три свода находились также над жертвенником и двумя алтарными частями, что соответствовало внешним трём полукруглым апсидам восточной стены. Иконостас нижнего яруса включал два яруса с двадцатью иконами, рамы которых были позолочены и украшены резным орнаментом на синем фоне.
Росписи в обоих храмах появились в начале XVIII века и несколько раз обновлялись. Последняя крупная живописная реставрация зафиксирована в 1831 году.
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
После упразднения обители храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких получил новое имя и функцию. Церковь была переосвящена в Преображенскую и впоследствии стала частью Астраханской духовной семинарии, с которой теперь неразрывно связана её судьба.
По сохранившимся описаниям храм был возведён в форме чёткого куба, располагаясь прямо над проездными святыми вратами монастыря, образующими его первый ярус. После расформирования монастыря проход через ворота утратил своё значение и был замурован с восточной стороны. Само здание отличалось характерной барочной выразительностью и орнаментальной насыщенностью фасадов – типичными признаками «нарышкинского» стиля, распространившегося в России в конце XVII – начале XVIII века.
Фасад с западной стороны украшен тремя прямоугольными окнами, каждое из которых оформлено фигурными белокаменными наличниками. В нише над центральным окном располагался особо почитаемый астраханцами образ Спасителя. Прочие фасады были более сдержанными в оформлении: с северной стороны к храму примыкал двухэтажный корпус семинарии, южную часть занимал придел во имя блаженного Алексия, а за восточной стеной размещался алтарный объём. Верхняя часть строения была оживлена рядом из восьмигранных маленьких окон – по два на каждую грань здания.
На углах кубического объёма возвышались парные колонны коринфского ордера, под карнизами стен располагались два ряда декоративных поясков. Здание завершалось мощным круглым куполом, увенчанным вытянутым фонарём со световыми проёмами. Верх фонаря украшал четырёхконечный ажурный крест.
Главным украшением интерьера служил трёхъярусный позолоченный резной иконостас, в котором использовались иконы академического письма с элементами реализма, характерного для XVIII–XIX веков.
Советский период храм не пережил и был снесен в 30-х годах бурного 20 века.
Особую ценность представляла ограда с угловыми башнями – редкий пример фортификационно-монастырской архитектуры в нижнем Поволжье.

Фото: Алексей Паевский / russianold.ru
При строительстве мастера использовали местный кирпич и известковый раствор, а декоративные элементы (в том числе резные наличники и флюгеры) выполнялись по чертежам, привезённым, предположительно, из Москвы и Ярославля.
Сегодня от некогда внушительного монастырского ансамбля сохранилась лишь одна башня – северо-восточная, с характерным шатровым завершением и фрагментами изразцового декора. Её внешний вид напоминает о золотом веке астраханской архитектуры XVIII века. Башня включена в реестр объектов культурного наследия федерального значения.
Мария Буклаева
1 июля 2025
Источник: "Российские древности"
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|