Фрески Сихены — средневековое скоровище Испании — будут возвращены из музея в монастырь

Фото: sedmitza.ru
Мадрид, 20 июня. Одно из величайших средневековых сокровищ Испании, фрески Сихены, будут возвращены в средневековый монастырь после почти столетнего пребывания в Национальном музее искусств Каталонии (MNAC) в Барселоне, сообщает «Седмица» со ссылкой на интернет-издание АrtnetNews.
Своим постановлением, которое может изменить судьбу так называемой «Сикстинской капеллы романского искусства», Верховный суд страны определил вернуть фрески XII века в их первоначальный «дом» в Уэске, Арагон, после того как они были спасены от почти полного уничтожения во время гражданской войны в Испании.
Это решение положило конец долгой юридической тяжбе между правительством Арагона и MNAC, где работы тщательно сохранялись и выставлялись в течение многих лет. Но пока должностные лица культуры готовятся подчиниться, остается острый вопрос: переживут ли хрупкие шедевры переезд?
Фрески были написаны в помещении капитула монастыря Вильянуэва-де-Сихена в провинции Уэска, Арагон, около 1200 года. На протяжении столетий этот шедевр средневекового испанского искусства, приписываемый неизвестному художнику, продолжал украшать стены женского монастыря.
Общая схема комплекса фресок сочетает в себе сцены из Ветхого и Нового Завета, а стиль как повествовательных последовательностей, так и декоративных мотивов был связан с английской миниатюрной живописью того же романского периода. Влияние византийского искусства также очевидно.
В 1936 году во время гражданской войны в Испании монастырь подвергся нападению левых повстанцев, которые подожгли его. В пожаре был утрачен великолепный кессонный потолок в стиле мудехар в капитуле.
Через два месяца после инцидента прибыла группа специалистов, чтобы профессионально снять хрупкие работы и перевезти их в Барселону для реставрации. Некоторые утраченные элементы удалось реконструировать, опираясь на фотографии фресок, сделанные до 1936 года. Эти заполненные области, более светлые и менее детализированные, легко отличимы от оригинального произведения искусства, но помогают глазу прочесть общую композицию. Фрески были установлены в MNAC в 1961 году.

Фото: sedmitza.ru
«Вывоз росписей Сихены в 1936 году был очевидной операцией по спасению наследия», — сказал в интервью изданию Le Monde Марисанчо Менхон, бывший генеральный директор по культурному наследию Арагона. Он давно выступает за возвращение фресок в монастырь и даже написал книгу на эту тему.
«Для людей в Арагоне утрата великолепия Сихены стала травмирующим событием, — добавил Менхон. – Нас изображают как невежественных сельских жителей, неспособных заботиться о таком чуде».
В последние годы регион подготовился к приему культурных ценностей, потратив около 1,2 млн евро на реставрацию монастыря и установку системы климат-контроля музейного уровня.
Политизированный вопрос о том, как обращаться с фресками Сихены, разжег уже существовавшую напряженность между Испанией и регионом Каталония, в котором находится MNAC и который давно стремится к независимости.
MNAC утверждает, что фрески были технически приобретены у монахинь Сихены, но эта продажа была аннулирована, поскольку монахини никогда не были законными владельцами фресок.
С 2015 года эта битва за судьбу фресок разыгрывается в судах, но решение Верховного суда положило конец череде апелляций. В постановлении говорится, что фрески должны быть возвращены MNAC в монастырь в течение всего 20 дней, несмотря на настойчивые заявления должностных лиц музея о том, что работы слишком хрупкие для безопасной транспортировки.
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Новости»
|