Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 5 марта – 29 июня

Выставка «Загадки житийных икон». Москва

  • 29 апреля – 27 июля

Выставка «Восстаёт во славе». Москва

  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 19 мая - 19 июня

Выставка «„В начале было Слово“: ко Дню славянской письменности и культуры». Москва

  • Июнь

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 3 июня – 14 июля

Цикл встреч "Размышления на полях «Основ русской культуры» прот. Александра Шмемана". Москва

  • 12 июня – 24 августа

Выставка «Икона “Галантного века”». Москва

  • 24 июня

Презентация книги протоиерея Леонида Грилихеса «Смотрите, что слышите! (Мк. 4, 24)». Беседы о риторической стратегии притч Иисуса». Москва

  • Июль

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Август

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 20–25 октября

Научно-богословская конференция «Наследие Первого Вселенского Собора: единство Предания и вызовы эпох (к 1700-летнему юбилею)». Москва, Санкт-Петербург

  • 18–20 ноября

Конференция «Зовем вас на подвиг вместе с собою: к 100-летию блаженной кончины святого Патриарха Тихона». Москва

Все »









Статьи

Старинный храм в Балашихе у станции Никольское

10.06.2025 13:12 Версия для печати

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Двойное название микрорайона Никольско-Архангельский города Балашихи образовалось от названий двух некогда отдельных сел: Никольского и Архангельского. Обоими селами во второй половине XVIII столетия владел генерал Юрий Владимирович Долгоруков. Села были расположены не более чем в версте друг от друга, но в каждом имелась своя церковь. В Никольском стояла деревянная церковь Николая Чудотворца, известная еще с первой половины XVII века, а в селе Архангельском – каменный двухэтажный храм Архистратига Михаила при кладбище, сохранившийся до нашего времени.

В 1760 году деревянная Никольская церковь сгорела и больше не восстанавливалась. Жители и причт села Никольского были приписаны к соседнему приходу Михаило-Архангельской церкви. Двор помещика Долгорукова располагался в Никольском, поэтому в 1800 году он захотел построить ближе к своей усадьбе еще одну каменную церковь. Долгоруков предполагал освятить ее в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а двухэтажный барочный храм в Архангельском в этом случае становился бы приписным, кладбищенским. Однако в Московской духовной консистории посчитали неуместным возводить еще один каменный храм менее чем в версте от Михаило-Архангельского, и желание князя не исполнилось.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Со времени пожара, уничтожившего Никольскую церковь, разделение между двумя селами, находившимися во владении одного помещика, постепенно исчезало. Чаще говорили уже про одно имение Никольское-Архангельское или в обратном порядке – Архангельское-Никольское. Нижний храм Михаило-Архангельской церкви в каком-то смысле заменил бывшую церковь в Никольском – он был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. В этом нижнем храме за правым клиросом был погребен в 1830 году упоминавшийся князь и генерал Юрий Долгоруков. Там же ранее была похоронена его супруга.

Генерал Юрий Долгоруков прожил очень долгую жизнь. Он начал военную службу еще при царице Елизавете Петровне. Долгоруков участвовал в сражениях Семилетней войны, где был опасно ранен в голову. В царствование Екатерины II стал генерал-майором, сопровождал графа Алексея Орлова во время его поездки с важным поручением в Черногорию. В конце екатерининского правления по воле влиятельных Зубовых князь вынужден был уйти в отставку.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Генерал Долгоруков был женат на Екатерине Бутурлиной, но брак этот признали незаконным, нарушавшим церковные правила. Дело в том, что родная сестра Екатерины уже была замужем за старшим братом Долгорукова, что считалось недопустимо близким родством. Долгоруков с Екатериной не захотели развода и даже придумали хитрый способ узаконить собственных детей. Когда Екатерина ждала ребенка, ее старшая сестра подкладывала под одежду подушки, чтобы создать для окружающих видимость беременности. Таким образом, все трое детей Юрия Долгорукова были формально записаны как дети его невестки и старшего брата. В ином случае они не смогли бы наследовать княжеского титула и фамилии.

Судьба детей Долгорукова, однако, сложилась несчастливо. Младшая дочь скончалась во младенчестве, а старшая Вера и сын Василий умерли в молодом возрасте. Девяностолетний старец Долгоруков пережил всех родных и одиноко доживал свой век в Москве. Настоятель русской церкви в Риме архимандрит Пимен Благово был знаком с князем Долгоруковым. В своих воспоминаниях он писал о нем так: «Все дано было князю Юрию Владимировичу от Бога, что может сделать жизнь счастливою, и он умер, однако, разбитый горем, потому что лишился всех близких». Свое огромное состояние и имение Никольское-Архангельское Долгоруков оставил дальнему родственнику, внуку сестры – Салтыкову.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Известный коллекционер князь Петр Дмитриевич Салтыков хотел построить в Никольском-Архангельском на кладбище отдельную фамильную церковь-усыпальницу. Салтыков просил московского митрополита Филарета разрешить ему вместо «покойницкой часовни» поставить над могилой супруги храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Святитель Филарет благосклонно отнесся к этой идее, но, видимо, проект так и остался на бумаге. На кладбище был устроен лишь семейный склеп, где был, в частности, погребен последний перед революцией владелец имения из рода Салтыковых – Алексей Дмитриевич.

В начале XX столетия ктитором и благотворителем церкви в Никольском-Архангельском был владелец расположенной неподалеку Реутовской текстильной фабрики, фотограф-любитель, купец Алексей Мазурин. На его средства был обновлен и отремонтирован Михаило-Архангельский храм и содержался фабричный хор, который пел на клиросе в праздничные дни.

В день празднования «летней» Казанской иконы Божией Матери 8 июля по старому стилю от церкви Никольского-Архангельского до «мазуринской» фабрики совершался ежегодный крестный ход. Он был установлен в память избавления жителей окрестностей полустанка Реутово от холеры. Крестный ход начинался у церкви, а затем двигался к фабрике, во дворе которой духовенство служило молебен перед чудотворной Моденской иконой из села Косино. Затем с Моденской иконой и другими святынями соседних храмов крестный ход торжественно обходил вокруг Реутовской фабрики.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Примерно в это же время с 1906 по 1911 годы в церкви Никольского-Архангельского служил замечательный московский пастырь отец Адриан Ключарев. Он был известен как проповедник, автор церковно-исторических сочинений, миссионер, в советские годы – исповедник. В период служения в Никольском-Архангельском Адриан Ключарев занимался проблемой бесприютных детей. Еще в 1902 году священник решил помогать сиротам, обитавшим в «мрачных трущобах» московского Хитрова рынка. Он забирал сирот к себе домой, а потом распределял в семьи доверенных прихожан. Крестьяне села Клокова, где он тогда служил, охотно брали к себе в семьи «хитровских» детей и воспитывали наравне со своими родными детьми.

Успешный опыт воспитания сирот в семьях жителей села Клокова навел священника на мысль о распространении этой практики в других местах Московской епархии. В 1906 году Адриан Ключарев добился перевода из Клокова в село Никольское-Архангельское отчасти и с этой целью. Деятельность священника, однако, встретила немало критики и упреков, в том числе со стороны других священнослужителей. Ключареву приходилось слышать от них мнение, что перевоспитать испорченных «маленьких дикарей» невозможно.

В 1907 году священник Никольского-Архангельского выступил с речью на заседании Братства святителя Алексия, в которой опровергал мнение своих оппонентов. Он говорил о фактах духовной перемены в жизни великих святых, ссылался на житие Марии Египетской. Священника вдохновляли не только житийные примеры, но и образы французской и отечественной литературы. Он упоминал, например, героев романа «Отверженные» Виктора Гюго и даже писателя Горького. Ключарев говорил: «Максим Горький, которым так восхищается современное общество, – разве он вышел не из тьмы трущоб и подвалов!» Впоследствии отец Адриан Ключарев признавал единичные неудачи в своем деле, но все же большинство «хитровских» детей благополучно выросли в семьях прихожан и, по его словам, были навсегда вырваны «из когтей нищеты и порока».

Антон Саков



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Статьи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»
loading