Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 5 марта – 29 июня

Выставка «Загадки житийных икон». Москва

  • 29 апреля – 27 июля

Выставка «Восстаёт во славе». Москва

  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • Июнь

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 3 июня – 14 июля

Цикл встреч "Размышления на полях «Основ русской культуры» прот. Александра Шмемана". Москва

  • 12 июня – 24 августа

Выставка «Икона “Галантного века”». Москва

  • Июль

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Август

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 20–25 октября

Научно-богословская конференция «Наследие Первого Вселенского Собора: единство Предания и вызовы эпох (к 1700-летнему юбилею)». Москва, Санкт-Петербург

  • 18–20 ноября

Конференция «Зовем вас на подвиг вместе с собою: к 100-летию блаженной кончины святого Патриарха Тихона». Москва

Все »









Новости

Выставка древних музыкальных рукописей Соловков открылась в Архангельске

27.05.2025 20:15 Версия для печати

Фото: library.narfu.ru

Архангельск, 27 мая. Выставка «Святые Соловки в монастырских музыкальных рукописях», представляющая древние записи песнопений Соловецкого монастыря, открылась в Архангельске, сообщает ТАСС. Это совместный проект Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики имени М.В. Бражникова, выпускников кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и сотрудников Отдела рукописей Российской национальной библиотеки.

«Мы представляем древнерусские музыкальные рукописи, которые имеют соловецкое происхождение. Это значит, что они так или иначе связаны с библиотекой Соловецкого монастыря, которая богата кодексами XV–XVII столетий. Значительную часть этой коллекции представляют нотированные рукописи, которые предназначались для использования на клиросе. По этим книгам, содержащим литургические песнопения средневековой Русской Церкви, пели певчие, которые стояли на клиросе во всех храмах, и в главной усадьбе Соловецкого монастыря, и в многочисленных скитах этой знаменитой северной обители», – рассказала ТАСС главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики Марина Егорова.

В Интеллектуальном центре Северного Арктического федерального университета (САФУ) представлены более 20 фотокопий разворотов древнерусских музыкальных кодексов, на них можно увидеть, с помощью каких знаков записывали мелодии старинных распевов. Это знаменная, или крюковая, нотация. Каждое из музыкальных произведений сопоставлено с определенным местом на Соловках, получилась музыкальная карта, показывающая главные святыни и реликвии Соловецкого архипелага. Свое песнопение подобрали каждому храму, скиту, поклонным крестам и даже лабиринтам Большого Заяцкого острова.

Основной корпус музыкальных кодексов Соловецкой библиотеки хранится в Российской национальной библиотеке, их более 200. Они подробно описаны, и в настоящее время готовят их к публикации. До этого они не публиковались, и на выставке представлены впервые. Здесь также размещены QR-коды, которые ведут в альбом, где можно услышать записи песнопений. «И есть еще QR-код, который ведет на телеграм-канал выставки. Мы будем его вести, пополнять. Причем не будем дублировать то, что написано на стендах, будем расширять это пространство», – добавила собеседница агентства.

Как пояснила ТАСС заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова, особые условия, ландшафты, природа Соловков, монастырский устав отразились на певческой традиции Соловецкого монастыря. «Больше распространено строгое аскетичное пение, скажем так, пение, которое настраивает на умную молитву, на молитвенный подвиг, – рассказала она. – В соловецкой традиции мы найдем, например, большой распев. Это бесконечно длящаяся мелодия, в которой слово растворяется, можно так сказать».

Многоголосие в соловецких храмах звучало реже. Даже проводились эксперименты, какие песнопения для них больше подходят. В ходе исследовательского проекта Санкт-Петербургской консерватории делали запись мужского ансамбля в стенах Спасо-Преображенского собора, затем анализировали акустические параметры.

После Соловецкого сидения – это вооруженное сопротивление жителей Соловецкого монастыря церковным реформам Патриарха Никона с 1668 по 1676 год, монастырь был населен иноками из других обителей. «Они принесли распевы киевские, болгарские, греческие. Принесли киевскую квадратную аннотацию, которыми записаны эти распевы, и, соответственно, партесные обработки с эксцелентованным (виртуозным) басом. И поэтому в Соловецком собрании мы сегодня можем найти и эти рукописи. Соловецкое собрание – это очень богатое собрание, и видно, как именно менялась монастырская певческая культура», – резюмировала Смирнова.

Выставка будет работать полгода. Проект осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. 



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Новости»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»
loading