

|
Храмы, которые никогда не закрывались. Тверской район Москвы

Панорама Тверского района. Фото: monastery.ru
От Кремлевской набережной до Савеловского вокзала тянется самый центральный район Москвы – Тверской. Его достопримечательности знает каждый житель страны. Но малоизвестен один существенный факт: на его территории есть только два древних храма, которые служат со дня своего освящения и никогда не закрывались. Это храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом переулке) и храм Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущеве.
Статистика потерь
До 1917 года Тверскую городскую часть Москвы украшали многочисленные храмы, в том числе и домовые, часовни и монастыри. В общей сложности – больше 160. Это великолепие и эта гордость столицы были потеряны в безбожное советское время. Только в Кремле, сердце России, исчезли три монастыря: Вознесенский, Богоявленский, Чудов, и 18 церквей, соборов, часовен.
Аргументов для сноса существовало множество: от сугубо идейных – до абсолютно утилитарных. Каждый храм напоминал о религии и самодержавии, что «оскорбляло революционные чувства» и «портило облик города», по словам товарища Петра Красикова – редактора журнала «Революция и церковь», борца с контрреволюцией, участника разработки Декрета Совнаркома, провозглашавшего отделение Церкви от государства. При этом участки городской земли, на которых стояли церкви и монастыри, были нужны для строительства новых домов, школ, предприятий, вестибюлей метро, зданий-гигантов и «острой необходимости» расширения улицы. Если храм или обитель не разрушали, то их превращали в общежития, клубы, фабричные цеха, склады, тюрьмы. Первый удар пришелся на домовые храмы, существовавшие при больницах, учебных заведениях, усадьбах.
А ведь каждая церковь имела свое посвящение и свою славную историю, связанную со страной, народом, победами, чудом, памятью о боевых и духовных подвигах, близких людях. И, несомненно, каждый храм был памятником архитектуры. Но его могли признать ветхим и не имеющим никакой ценности только потому, что это здание сакральной архитектуры.

Вознесенский монастырь
Конечно, у храмов были защитники: прихожане, архитекторы, искусствоведы. Существовал и Декрет об охране памятников, принятый в 1918 году. Однако бороться с системой было крайне трудно. В 1928 году Управление Главнаука утвердило основной критерий ценности храмов – дата постройки. Церкви, возведенные до 1613 года, следовало сохранять, с 1613 по 1725 год – разрешалось изменять, с 1725 по 1825 год – оставлять фасады, с 1825 года – вообще не признавать памятниками. Документ дал ход массовому сносу церквей.
Среди них были храмы, создававшиеся в годы Первой мировой войны. Как не вспомнить домовый храм Георгия Победоносца при 6-м сводном эвакуационном госпитале в доме Товарищества резиновой мануфактуры «Треугольник». Он строился для поднятия духа русского народа, но был снесен при строительстве гостиницы «Россия», которая на момент открытия стала самой большой в мире. Ее открытие приурочили к 50-летию Октябрьской революции. Но и она не сохранилась.
Наше время: 28 церквей
Сегодня в Тверском районе 28 действующих православных храмов. Среди них есть вновь построенные на том месте, где они находились. Например, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади у Монетного двора. Первый, деревянный, возвели в 1612 году. Именно этой церкви было суждено стать первой восстановленной в новое время. Другие храмы, не разрушенные после Октябрьского переворота, пережили свое возрождение.
Так возобновились службы в древнейшем православном храме столицы – Зачатия праведной Анны, что в Углу, который находится в парке «Зарядье». К 1493 году относится первое упоминание о нем. Это самый центр Москвы. А на бывшей «окраине» столицы стояла церковь Тихвинской иконы Божией Матери в новой слободе в Сущеве, построенная в 1694–1696 году на средства купца Ивана Викторова. Этот храм был возвращен верующим в 1992 году. С 1966 года в его помещениях размещался завод «Станкин». Такая же участь была уготована советской властью и церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, известной с 1591 года.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в новой слободе в Сущеве
Те храмы, что не были разрушены, но подверглись перестройке, теряли не только свои колокола, святыни и ценности, но и подвергались чудовищной перестройке. К счастью, сохранялись обмеры, описания, фотографии, иконы, которые передавались в музеи или другие церкви.
Но в этом аду некоторым церквям, число которых так мало, каким-то чудом удалось избежать не только разрушения, но и просто закрытия. В Тверском районе, где новая власть будет править и жить, их только два. Это храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом переулке) и храм Пимена Великого в Новых Воротниках. Они лишались права звонить в колокола, из них вывозили пуды церковных ценностей. Их священники становились мучениками. Их захватывали обновленцы. Но эти храмы не прерывали службы, становясь символами стойкости и непокорности безбожию, и, наконец, – надежды на чудо возрождения.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке: 400 лет служения Богу
Не стоит думать, что судьба этого самого «центрального» в советской Москве храма была безоблачной. И разве она могла быть такой в непосредственной близости к Кремлю и Моссовету? Первая угроза закрытия и сноса относится к 1930-м годам, но тогда сняли только колокола. Кроме того, начали передавать иконы из закрывавшихся церквей. Помогли письма, что писали известные актеры и сам Константин Станиславский, театральный режиссер, педагог, теоретик. В 1921 году его имение в Каретном ряду национализировали, и по ходатайству Луначарского к Ленину было предоставлено право выбора нового жилья. Станиславский поселился в Леонтьевском переулке, недалеко от Воскресенской церкви в Брюсовом переулке. Со временем этот тихий переулочек, соединяющий Тверскую и Большую Никитскую, стал местом, где жила советская творческая интеллигенция. Здесь построили дома для артистов Большого театра, МХАТа, театра имени Вахтангова, членов Союза композиторов. Архитектор Щусев, автор проекта дома для мхатовцев, не раз заходил на службу в этот храм. Прихожанами были знаменитые обитатели Брюсова и Леонтьевского переулков, а также Тверского бульвара. Очевидно, советская власть по-своему играла в демократию, стараясь не замечать этого, и делала поблажку творческой интеллигенции, с помощью которой можно было влиять на умонастроения народа и находить поддержку своей идеологии. При этом в Брюсовом переулке, в бывших доходных домах Панюшева, жили работники газет «Правда» и «Беднота», идеологические борцы против религии.
Вторая угроза сноса церкви была в 1963 году во время хрущевской антирелигиозной кампании, когда верующих следовало не истреблять, а перевоспитывать. Одним из методов стал снос церквей, многие из которых были признанными памятниками. Кроме того, в 1963 году в Леонтьевском переулке построили дом для истинных атеистов – членов ЦК КПСС. Но все-таки храм не снесли и даже провели реставрационные работы, что было важно для здания такого почтенного возраста.
Первое упоминание о деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы относится к 1548 году. Она стояла у глубокого оврага (Успенский вражек), по которому протекал ручей – приток реки Неглинной. В 1620 году в 150 метрах от нее появился храм пророка Елисея, возведенный в честь встречи царем Михаилом Федоровичем Романовым его отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из плена. Но через девять лет во время большого пожара, возникшего в Чертолье и дошедшего до Тверской, Успенская и Елисеевская церкви сгорели. Пройдет менее века, и в 1634 году на ее месте построят каменный храм Воскресения Словущего с двумя престолами, с трапезной-притвором и шатровой колокольней, а в 1636-м – Елисеевский с двумя приделами: Покровским и мученика Иустина Философа. В 1688 году здание храма Воскресения Словущего отремонтировали. Средства на это выделил Поместный приказ.
В XVIII столетии Воскресенский или Вражский переулок получил новое название – Брюсовский: по усадьбе графа Александра Брюса, племянника соратника царя Петра I Якова Брюса.

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке
Воскресенский храм еще дважды горел: в 1737 и 1773 годах – и вновь восстанавливался. В 1810 году церковь пророка Елисея по причине немногочисленности прихода была приписана к Воскресенскому храму, а через год после пожара 1812 года разобрана. В память о ней престол и приделы перенесли в Воскресенский храм и переосвятили: Покровский придел – в Елисеевский, придел мученика Иустина – в Никольский.
После Отечественной войны 1812 года встал вопрос о восстановлении церкви Воскресения Словущего. Первая реконструкция прошла в 1816–1820-х годах, когда в классическом стиле были перестроены колокольня и трапезная. Вторая – в 1897 году, после чего храм приобрел современный вид. В 1898 году изменилась и колокольня: по проекту архитектора Александра Мейснера был построен прямоугольный ярус в барочном стиле с чертами московского ампира. Причиной перестройки стал колокол весом 327 пудов. Во второй половине XIX века появилась настенная живопись и новые резные золоченые иконостасы, изменилась форма окон.
А дальше случился Октябрьский переворот, началась «безбожная пятилетка» и прочие бесчинства. Во время Великой Отечественной войны храм по-прежнему был полон. На Пасху в 1944 году пришло 2500 человек. В 1940-е годы художник Федор Нестеров дополнял росписи XIX века. Жизнь продолжалась. Шли службы. Звучали молитвы. Здесь крестили и отпевали. И до сих пор все неизменно.
В советский период храм реставрировали трижды: в 1963–1964, 1979, 1982–1986 годах. И через 400 лет после своего основания церковь все так же трепетно любима. Живет в воспоминаниях. Живет настоящим. И верит в будущее. К чудотворному образу «Взыскание погибших» идут и идут люди.
Не забыты имена прихожан, не предавших веру в Бога в советское время: режиссер Константин Станиславский, певец Иван Козловский, оперные певицы Мария Максакова и Антонина Нежданова, дирижер Николай Голованов, актриса Мария Ермолова, актеры Иннокентий Смоктуновский, Владимир Заманский... И еще многие, многие, многие.
Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, единственный в России
В XVI–XVII веках у стен Кремля, рядом с Тверской улицей, находилась большая слобода Воротники, где жили государевы служащие – стражники, несшие караул у крепостных ворот. Потому название слободы произносится правильно с ударением на вторую букву О. Была здесь и своя приходская церковь святого Пимена, первое упоминание о которой относится к XVI столетию.

Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках
В 1658 году по велению царя Алексея Михайловича часть стражников перевели на окраину Москвы, в село Сущево, для защиты пятого ряда укреплений за Земляным городом. По другим сведениям – сюда перешла вся слобода по причине перенаселения территории рядом с Кремлем. Так появились Новые Воротники и новый деревянный храм святого Пимена, отстроенный на берегу пруда в 1672 году в точности таким, каким он был в старой слободе. В храме было два престола: главный – Троицкий и в честь преподобного Пимена Великого. С 1382 года, когда хан Тохтамыш вошел в Москву, святой стал покровителем московских воротников. Кстати, в 1482 году старый храм уже имел новый адрес: его перенесли от Кремлевских стен к Тверским воротам. Так в историю города вошли два названия – «Старый и Новый Пимен».
В 1691 году храм «Новый Пимен» сгорел. Только в 1697 году, с благословения Патриарха Андриана, началась его постройка в камне в стиле московского барокко. Через шесть лет церковь освятили во имя Святой Троицы с приделом в честь святого Пимена Великого. Это была небольшая одноапсидная церковь с трапезной и невысокой колокольней.
В XVIII веке жизнь в государстве изменилась. Реформы Петра I и новые методы ведения войны привели к тому, что московские укрепления потеряли свое значение. Да и сама Москва стала вторым городом страны, столицей провозгласили Санкт-Петербург. Стражники, жившие в слободе, оказались не у дел и занялись ремеслами и торговлей. Со временем прихожанами храма были горожане разных сословий: дворяне, купцы, мещане, рабочие, крестьяне, военные.
В 1760–1770-е годы церковь, которая до этого неоднократно обновлялась, пережила значительные изменения: была расширена трапезная и возведена новая колокольня. В течение десяти лет, с 1796 по 1806 годы, шла работа над обустройством северного придела в честь Владимирской иконы Божией Матери, который освятили в следующем году. По преданию, появление этого придела связано с чудом прозрения слепого мальчика, игравшего каким-то предметом, что оказался маленькой иконой на камне – Владимирской Божией Матери. В 1825 году территорию церкви с погостом обнесли новой барочной оградой с воротами, которая сохранилась до наших дней.
В 1870 году Владимирский придел обновили. В 1879 году возникла необходимость в расширении церкви, которая стала слишком тесной. Поэтому с 1881 по 1883 год по проекту архитектора Дмитрия Гущина прошла перестройка: удлинились приделы, отчего иконостасы трех алтарей вышли на одну линию. Пристройки украсили кокошниками, окна – наличниками, стены – двойными колонками с дыньками. Обновились и росписи внутри храма. В это же время перестраиваются трапезная и колокольня по проекту архитектора Константина Быковского. В 1883 году при храме было открыто Приходское Попечительство для помощи бедным.
В 1892 году – новые изменения, ради воплощения которых пришлось засыпать пруд. По проекту архитектора Александра Красильникова здание храма удлинилось на запад за счет трапезной, а также перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть. Все это позволило вмещать до четырех тысяч людей, пришедших на службу.
В 1897 году особое внимание уделили внутреннему пространству храма преподобного Пимена Великого. Федор Шехтель представил проект отделки и росписи по образцу Киевского собора святого Владимира, украшенного живописью Васнецова, Нестерова, Сведомского, Котарбинского. По эскизам Шехтеля росписи выполнили Петр Баженов и учащиеся Строгановского училища. Орнамент создавал художник Смиронов, изделия из бронзы – Тихонов. На стенах храма появились сцены из Ветхого Завета, между окнами купола – изображения пророков. Средства на выполнение проекта выделил прихожанин церкви В. П. Смирнов – один из водочных магнатов города. Старостой храма в то время был купец и благотворитель Степан Крашенинников, который жил в приходе храма и долгие годы являлся его ктитором.

Внутреннее убранство храма. Фото: monastery.ru
В 1907 году в храме установили объединенные в единый ансамбль белые мраморные двухъярусные иконостасы в псевдовизантийском стиле работы И. А. Орлова. На образах появились ризы, выполненные А. Кузмичевым. И это только несколько слов о великолепном убранстве церкви преподобного Пимена Великого, которое чудом сохранилось до наших дней. В нем 120 изображений святых и 18 многофигурных композиций, а также старинные иконы XVII–XVIII века!
После Октябрьского переворота церковь в Новых Воротниках никогда не закрывалась, хотя такая угроза существовала в 1932 и 1934 годах, когда был разрушен храм «Старый Пимен». Но в 1922 году, как и в других церквях, из него изъяли ценности. Но храм служил и окормлял детей своих. В 1930-е годы в нем проводил богослужения митрополит Трифон (Туркестанов), и, по отзывам, это был истинный «пир веры».
В 1937 году храм передали обновленцам, которые оставались в нем до июля 1946 года, когда умер лжемитрополит Александр Введенский, сделавший храм своей резиденцией. Он и его сыновья продолжали служить в пименовском храме даже после 1944 года, когда обновленцы принесли покаяние. При них начались репрессии священников церкви преподобного Пимена Великого в Сущево.
В октябре 1946 года жизнь в храме восстановилась. В 1948 году было совершено его освящение после ремонта. В 1949–1950 годах прошла реставрация икон, росписей, фасада, восстановлена икона Казанской Божией Матери на стекле, разбитая при обновленцах. Забота о храме его служителей и прихожан никогда не прекращалась. Так было в советские 1970-е и в лихие 1990-е годы. Так и сегодня. О нем заботятся, его берегут. Храм светел, наряден, любим.
О снесенном храме Пимена Великого в старых Воротниках (Воротниковский переулок) напоминают сохранившиеся дома, принадлежавшие служителям церкви. А также дом Нащокина, в котором останавливался Пушкин во время своего последнего визита в Москву.
Ольга Сокиркина
16 февраля 2025
Источник: Московский Сретенский монастырь
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|