Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 29 февраля – 2 июня

Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва

  • 29 февраля – 12 мая

Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва

  • 14 марта – 2 июня

Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва

  • 26 марта – 15 мая

Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва

  • 4 апреля – 12 мая

Выставка «Праздник Благовещения». Москва

  • 25 апреля – 15 сентября

Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва

  • Май

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках

  • 16 мая

Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва

  • 27 мая – 28 мая

Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома

Все »









Новости

Аверинцев: находить «единство обоих полюсов»

Дж. Парравичини – о гражданской и христианской позиции С.С. Аверинцева в годы перестройки

23.04.2024 17:29 Версия для печати

Фото: sfi.ru

Москва, 23 апреля, Благовест-инфо. «Гражданская ответственность и христианская совесть в публицистике С.С. Аверинцева в годы перестройки» – такую тему выбрала Джованна Парравичини, научный сотрудник Культурного центра «Покровские ворота», представитель фонда «Христианская Россия», для доклада на конференции в ПСТГУ, посвященной 20-летию со дня кончины академика Сергея Сергеевича Аверинцева – выдающегося русского ученого, мыслителя, литератора, церковного проповедника.

Докладчица начала с известной шутки конца 1960-х гг., когда в кругу интеллектуалов можно было услышать: «Не помню, кто сказал: то ли Аристотель, то ли Аверинцев» – это было своего рода «паролем» для различения «”наших” в окружающей темноте», а также свидетельством непререкаемого морального и духовного авторитета Аверинцева. «Его терпеливый, но неотступный поиск истины; его возвращение к глубоко традиционной, но забытой и попранной концепции разума…; его свидетельство о безоружном христианстве, способном оценить все достояние человечества; «различения», которые он ввел в контексте яростных утверждений и идеологической схематизации, – все это превратило человека, который не был публичным, «популярным», в символ, авторитетный ориентир для общества», – сказала Парравичини.

Она рассказала о личном знакомстве с Аверинцевым в процессе работы над изданием в Италии в 1989 г. сборника его статей «Cose attuali. Cose eterne» («Настоящее. Вечное»), которые она перевела. По ее словам, в этом человеке, которого считали «священным монстром культуры», кабинетным ученым якобы«не от мира сего», ее поразило «глубокое чувство нравственной, гражданской и христианской ответственности», которое так ясно проявилось в годы перехода от коммунизма к новому демократическому строю в СССР.

А знавших Аверинцева ничуть не меньше поразило его решение в 1989 г. стать народным депутатом. В текстах мыслителя Парравичини ищет обоснование его столь активной гражданской позиции, а в воспоминаниях близких – свидетельство о том, как трудно далось ему это решение, которое не возникло под влиянием пафоса перестроечных надежд, а было подготовлено всем ходом мысли Аверинцева, выражением его христианского видения и «императивом морального выбора».

Название упомянутого сборника – не только и не столько красивый риторический прием, но суть позиции Аверинцева, который в злободневных вопросах умел находить «транскрипцию вечности». Его определение «служения смыслу гуманитарной культуры» задает высокую планку: интеллигент-гуманитарий — вовсе не «работник умственного труда», а человек, «добровольно взявший на себя некие интеллектуально-нравственные обязательства и ради возможности исполнять эти обязательства… нуждающийся в том, чтобы его окружал воздух доверия и свободы».

На конференции в ряде докладов отмечалось свойственное Аверинцеву ощущение ответственности за «целое» – за единство культуры, понимаемое широко. На заре перестройки он особенно тревожился о «разрушении воли к культуре и самой способности этой воли», и Парравичини полагает, что его слова можно счесть пророческими: «Либо инерция распада будет остановлена общим нравственным усилием, либо перед нами угроза, которую не с чем сравнить».

Отправная точка всех рассуждений Аверинцева – человек, личность, «с неотъемлемыми его атрибутами свободы, ответственности, верности, открытости, уважения другого, чести», продолжила докладчица. Это очевидно в его публичных выступлениях, вся его депутатская работа – ради этого: он видит необходимость в реформировании школы, которая должна стать «цивилизованной»; говорит об уважении к «личному мужеству» и о признании права на несогласие с большинством в отстаивании гражданской позиции; размышляет о культуре полемики, которая будет бесплодной и даже разрушительной, если спорщики не научатся видеть друг в друге человека. Парравичини обращает внимание на то, как в те годы Аверинцев неустанно трудится над разъяснением необходимости диалога, в частности, в дискуссии об идентичности России, о «русском мире» и т.д. Обращаясь к старым спорам славянофилов и западников, он говорит о самом стиле спора, об умении находить «единство обоих полюсов», слышать и «принимать друг друга к сведению», вырабатывать «культуру несогласия». «Должен быть какой-то минимум солидарности, объединяющей людей просто потому, что они люди», – писал он в те годы.

Скриншот видеозаписи www.youtube.com/watch?v=whImmzwUfh4

Известно, что в качестве депутата Аверинцев принимал активное участие в разработке закона “О свободе совести” в 1990 году. Говоря о его позиции, докладчица отмечает ее кажущуюся парадоксальность: будучи сам православным, лично погруженным в историю атеистических гонений, он последовательно выступает против любых привилегий для религии, отстаивая гражданское равноправие верующих и неверующих перед лицом секулярного государства. Аверинцев объяснял это необходимостью реализации принципа свободы совести, без чего невозможно развитие демократии. Удивительно при этом, отмечает Парравичини, что, постоянно защищая секулярный характер государства, не желая требовать никаких привилегий для верующих, он в то же время постоянно свидетельствует «о глубоко разумном характере христианской веры», о том, что «ценность христианских добродетелей основана на рациональных аргументах, которые могли бы разделять все общественные силы».

Говоря о путях Церкви, Аверинцев также не прибегает к глобальному масштабу, а, по выражению докладчицы, «использует на большой шкале тот же личностный принцип», и в центре его послания сегодняшнему человечеству – взаимная любовь и любовь Христова, «подлинность человека перед собой и перед Богом». Она завершила доклад такими словами Аверинцева: «Очень важно, чтобы вера не понималась как средство в проектах спасения русского патриотизма, спасения мировой цивилизации или еще чего-нибудь в этом роде. “Ищите Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам”. Вера может спасти нас и наш мир только в том случае, если это – вера, а не искомый источник энергии в очередном утопическом проекте».

Юлия Зайцева



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Новости»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»