Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 5 марта – 29 июня

Выставка «Загадки житийных икон». Москва

  • 29 апреля – 27 июля

Выставка «Восстаёт во славе». Москва

  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • Июнь

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 3 июня – 14 июля

Цикл встреч "Размышления на полях «Основ русской культуры» прот. Александра Шмемана". Москва

  • 12 июня – 24 августа

Выставка «Икона “Галантного века”». Москва

  • 24 июня

Презентация книги протоиерея Леонида Грилихеса «Смотрите, что слышите! (Мк. 4, 24)». Беседы о риторической стратегии притч Иисуса». Москва

  • Июль

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Август

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 20–25 октября

Научно-богословская конференция «Наследие Первого Вселенского Собора: единство Предания и вызовы эпох (к 1700-летнему юбилею)». Москва, Санкт-Петербург

  • 18–20 ноября

Конференция «Зовем вас на подвиг вместе с собою: к 100-летию блаженной кончины святого Патриарха Тихона». Москва

Все »









Мониторинг СМИ

Три жизни одной иконы

В Москве представили экспозицию «Видения Михаила Нестерова. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского»

17.11.2014 15:11 Версия для печати

Скажу сразу: камерная выставка «Видения Михаила Нестерова. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского», которую подготовил аукционный дом МасDougall’s и показывает в своем московском представительстве в Ермолаевском переулке, не имеет отношения к коммерции. В том смысле, что ни одна из работ не продается и на аукционные торги не выставляется.

Тем не менее, практическая задача у нее есть. Организаторы надеются найти спонсоров для реставрации графики Михаила Нестерова - 13 больших эскизов, сделанных для росписи храма в Абастумани в Грузии, над которыми Нестеров работал в 1898-1904 годах. Сейчас эти эскизы хранятся в Археологическом кабинете Московской православной духовной академии Троице-Сергиевской Лавры. Их не давали даже для недавней масштабной выставки Михаила Нестерова в Третьяковской галерее. Одной из причин, по которым эти работы не показывались, было то, что листы нуждаются в реставрации. На работу над одним из них - эскизом сцены Рождества («Поклон царей») - аукционный дом MасDougall’s выделяет средства после окончания выставки. Но на реставрацию других эскизов нужны спонсоры.

Впрочем, раритеты графики Нестерова не единственное, что привлекает внимание к этой экспозиции, в которое соседствуют работы из частных собраний, в том числе внучки Нестерова, и коллекции Московской духовной академии. В год 700-летия Сергия Радонежского было много масштабных выставок, представляющих его образ в религиозном искусстве (можно вспомнить недавний проект в Историческом музее). Нынешняя же экспозиция построена как встреча двух разных представлений об основателе Троице-Сергиевой Лавры: в иконах и картинах Нестерова. На одной из стен эскизы росписей для храма в Абастумани (среди них есть и образ старца Сергия Радонежского) располагаются двумя рядами, как иконостас, вокруг большой иконы преп. Сергия Радонежского с 36 клеймами. Это икона XVII века из коллекции Александра Липницкого предстает в деревянной божнице с богатой резьбой, сделанной городецким мастером в XIX веке. Соединение работ трех веков: старинной иконы, резной рамы XIX века и графики ХХ - смотрится очень органично. В сущности, перед нами варианты жизни одной традиции в разные эпохи.

В фокусе внимания кураторов экспозиции  - отношения образа иконы и образа картины. Так, картина «Видение отроку Варфоломею» кисти Нестерова из коллекции Шаляпина соседствует с иконами начала ХХ века, сделанными по мотивам стенных росписей Нестерова во Владимирском соборе Киева и Марфо-Мариинской обители в Москве. Пустынный вечерний пейзаж на иконе Св. Великомученицы Варвары  ни о какой «обратной» перспективе икон не помнит, скорее напоминает о декоративности эпохи модерна. Очень красивая работа, в которой грань между картиной и иконой становится едва заметной. Об иконе напоминает нимб из серебра вокруг головки Святой Варвары, который гармонирует с такой же серебряной рамой, украшенной крупным орнаментом, с именем великомученицы.

А рядом, в зальчике, можно увидеть, как менялось иконное изображение преп. Сергия Радонежского: от вологодской иконы XVI века, где святой предстает пастырем в суровой коричневой накидке, до почти монументального образа на иконе XIX века, повторяющей древний шитый гробовой покров святого.

Выставку можно посмотреть до 28 ноября в будние дни, с 11 до 17.00 часов.

Жанна Васильева

17 ноября

Источник: "Российская газета"



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»
loading