Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 29 февраля – 2 июня

Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва

  • 29 февраля – 12 мая

Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва

  • Март

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 26 марта – 15 мая

Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва

  • Апрель

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 14 марта - 2 июня

Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва

  • 3 апреля

Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва

  • 1 – 26 апреля

VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва

  • 6 апреля

Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва

  • 18 – 19 апреля

Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва

  • Май

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках

  • 16 мая

Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва

Все »









Интервью

Епископ Геворг Сароян: Духовные школы Эчмиадзина расширяют международное сотрудничество

05.03.2013 13:33 Версия для печати

Долгосрочную концепцию реформирования духовного образования разработали в Армянской Апостольской Церкви. Переход на трехуровневое образование согласно Болонскому соглашению диктует развитие и повышение уровня всех духовно-образовательных учреждений Первопрестольного Святого Эчмиадзина. О планах развития семинарий и духовных школ Армении «Благовест-инфо» рассказал управляющий Объединением духовно-образовательных учреждений Первопрестольного Эчмиадзина епископ Геворг Сароян.

– Ваше Преосвященство, какие шаги Вы предпринимаете, чтобы обеспечить высокий уровень духовного образования, в соответствии с требованиями европейской системы обучения?

– В целях продуктивного управления мы объединили все духовные учреждения на территории Армении в единое ведомство. Сюда вошли обе духовные семинарии – это Геворгянская в монастырском комплексе Эчмиадзин, и семинария имени Католикоса Вазгена Первого, находящаяся на полуострове озера Севан. Кроме того, год назад при Аричском монастыре открылась старшая школа (High school). Она располагается в селе Арич в Ширакской области, в пределах новообразованной Артикской епархии. В Армении была внедрена 12-летняя система образования, поэтому после получения среднего образования в старшие школы идут те, кто намерен в дальнейшем поступить в вузы. Однако нас не вполне удовлетворял уровень обычных старших школ. Тогда и было принято решение открыть старшую школу с духовным уклоном для потенциальных абитуриентов семинарий. Теперь в Аричской старшей школе учатся 39 студентов из разных уголков Армении.

– Каким будет следующий шаг по программе реформ?

– Обычно, после окончания семинарий, наши выпускники поступают в аспирантуру либо за рубежом, либо на факультете богословия Ереванского государственного университета, но там мало аспирантов. В перспективе мы планируем открыть аспирантуру при эчмиадзинской семинарии «Геворгян», где пока двухуровневое образование – бакалавриат и магистратура. Но чтобы открыть аспирантуру, нам еще нужно подготовиться технически, поэтому уже сегодня мы расширяем свои международные связи, сотрудничаем с вузами ряда стран.

– В 2011 году был подписан договор о сотрудничестве с Санкт-Петербургской духовной академией...

– Да, таким образом мы начали идти к намеченной цели – развивать отношения с международными учебными заведениями. То есть речь не о светских вузах, где преподают теологию, а именно о духовных академиях. Это был первый договор, который когда-либо подписывала Геворгянская семинария с иностранным духовным вузом. В Санкт-Петербургской духовной академии мы открыли читальный зал на средства представителя местной армянской диаспоры. Там есть мемориальная дощечка, где, кстати, отмечается, что его открытие посвящается подписанному между нашими вузами соглашению. Там также размещена компьютерная комната, есть литература на армянском языке и на армянскую тематику. Надеемся, что первый опыт поможет в перспективе понять, в каком масштабе и в каких направлениях мы можем сотрудничать. Также в знак дружбы и сотрудничества Армянской Апостольской Церкви с Санкт-Петербургской православной духовной академией была создана многофункциональная лингафонная аудитория. После соглашения с СПбПДА поступило предложение наладить сотрудничество с Казанской духовной семинарией. Кроме того, Эчмиадзин посетил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений (Решетников), который тоже предложил сотрудничать. И первым шагом в этом сотрудничестве стала учеба нашего выпускника в Московской академии, который готовит кандидатскую по теме «Церковное право». В своей работе он проведет параллели церковного права Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей. Ведутся переговоры и с вузами, где есть факультеты богословия в Великобритании, Германии и США на предмет подписания договора о сотрудничестве, что поможет, в частности, получить содействие в разработке и внедрении новых программ обучения.

– А в семинарии Армении приезжают учиться из других стран?

– Да, безусловно, но это, в основном, армяне диаспоры. У нас обучаются армяне со всего света, желающие посвятить себя служению Армянской Церкви. Им читают курсы общеобразовательных предметов, таких как риторика, логика, психология, всемирная история, история философии и всемирной литературы, старогреческий, русский и английский языки. Арменоведение включает теорию армянского языка и староармянский, историю армянского народа, палеографию и стилистику, кодикологию и староармянскую литературу. Богословие же изучается в нескольких специальных курсах. Выпускники семинарий рукополагаются в диаконы и защищают дипломную работу. А желающие продолжить изучение христологических дисциплин обучаются в аспирантурах богословских факультетов светских университетов. Хотя, надо заметить, что в последнее время стали поступать предложения обучаться у нас и от иностранцев. Однако пока мы технически не можем организовать их обучение. Надеюсь, договоры, которые мы составляем, помогут организации обучения иностранцев при эчмиадзинских семинариях. Армянская Церковь имеет богатую историю и опыт в системе образования. Мы будем ее реанимировать. И с этой целью постоянно усовершенствуем наше преподавание по языкам. В семинарии «Вазгенян» мы открыли специализированный кабинет по усовершенствованию русского языка. Потом такой же открыли в Геворгянской семинарии. Создали полностью оснащенные лингафонные кабинеты по всем изучаемым у нас иностранным языкам, привлекаем к преподаванию лучших специалистов. Так, английский у нас преподает профессор Американского университета Армении. Мы намерены внедрить и систему интерактивного образования.

– Вы отметили, что ваши выпускники могут продолжить образование в светских вузах. Это в зарубежных странах?

– В основном да. После окончания семинарии те, кто выражает намерение продолжить духовное образование и показал хорошие результаты в ходе обучения, может рассчитывать на поддержку Эчмиадзина. Они могут поехать обучаться в Италию, Ватикан, Великобританию, США, Германию, и, как я уже отметил, в Россию. Мы ведем переговоры с вузами, договариваемся о приеме. Причем почти везде абитуриентам из Армении предоставляется возможность получить образование за счет принимающей стороны. Исключение – Великобритания и США. В этих странах расходы берет на себя Армянская Апостольская Церковь. И, конечно, некоторые поступают в аспирантуру в Ереванском государственном университете на факультете богословия. После они разъезжаются по всему свету, туда, где есть армянские приходы: в Аргентину, Францию, США, Грецию, страны СНГ.

– А бывают случаи, когда. уезжая учиться в другие страны, студент отказывается возвращаться?

– Все мы люди. И все может быть. Но такое редко случается. Не думаю, что студент заранее планировал свою преднамеренную эмиграцию из Армении. В любом случае мы своих чад не отлучаем от Церкви. Они, конечно, лишаются своего сана, но анафеме незачем предавать. Человек мог ошибиться и осознать, что не призван к служению Господу. Но дело в том, что 99% наших студентов остаются служить Церкви, и лишь единицы могут передумать. По своему опыту могу сказать, что когда я пришел учиться в семинарию, я не думал, что продолжу службу в Церкви. Но когда ты приходишь сюда, ты понимаешь, что это особое место.

В семинарию я поступил в 1993 году. Когда заканчивал учебу, не совсем был уверен, что я хочу стать священником. Но как-то утром проснулся и понял, что без этого не смогу – это мое призвание. Учился в Великобритании, потом в США. На сегодня с благословения Католикоса всех армян собираюсь защитить докторскую по теме «Церковная история». Надо заметить, что мы не стоим на месте. Конечно, все традиции в стенах семинарии соблюдаются, но мы постоянно совершенствуем программы обучения, развиваем наших воспитанников духовно и физически. Недавно рядом с основным корпусом здания эчмиадзинской семинарии открыли новый спортивный комплекс. У нас есть футбольная, баскетбольная и волейбольная команды.

– Сколько у Вас студентов на сегодня учится?

– В Геворгянской семинарии учится 126 студентов, а в Севанской семинарии им. Вазгена Первого – 52. При семинарии «Геворгян» мы открыли также курсы для иереев. У нас уже есть три группы, в которых курс проходят 32 человека.

Вообще, наши семинарии с богатой историей. Так, семинария «Геворгян» была основана в 1874 году. Во время советской власти, с начала 1920-х по 1945 гг. она была закрыта. Но после Второй мировой войны в 1946 году тогдашний Католикос всех армян Геворг VI вел переговоры со Сталиным. В Эчмиадзине есть документ, согласно которому Сталин одобрил просьбу открыть эчмиадзинскую духовную семинарию.

Историю духовных школ в перспективе мы сможем представить в музее. Идея его открытия рассматривается.

– И последний вопрос, владыка. Вы за внедрение интерактивного образования. А как относитесь к общению Ваших воспитанников в социальных сетях?

– Я бы сказал, неоднозначно. В целом я не против социальных Интернет-ресурсов. Но в наших учебных заведениях не приветствуется, когда заводят аккаунты воспитанники. Дело не только в том, что возникает вариант общения с незнакомыми, виртуальными людьми, которые могут стать поводом для искушения, сбить с толку. Я считаю, что общение в социальных сетях просто мешает учебе. Это зря потраченное время. Тем более для учащихся. Пусть пользуются интернетом, но для поисков каких-то материалов для чтения, образования, и, почему бы и нет – просмотра фильмов. Мы и сами устраиваем просмотры фильмов в нашем кинозале. Приглашаем, при возможности, режиссеров, сценаристов, актеров. Люди отдаляются от реального мира, предпочтя ему вымышленный – виртуальный. Они становятся зависимыми. А любая зависимость есть грех. Между тем, в основе христианства заложено видение реальности и истины. Мы работаем над тем, чтобы занять учащихся в социальной жизни: в оказании помощи в больницах, детдомах, домах престарелых. Летом они не просто уходят на каникулы: в сельских общинах несут пастырскую службу. Плюс мы организуем время от времени конференции, на которые приглашаем иностранных лекторов лучших мировых вузов – специалистов по социологии, теологии, патристике, сектоведению.

Беседовала Наринэ Киракосян



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Интервью»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»