Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 29 февраля – 2 июня

Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва

  • 29 февраля – 12 мая

Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва

  • Март

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 26 марта – 15 мая

Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва

  • Апрель

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 14 марта - 2 июня

Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва

  • 3 апреля

Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва

  • 1 – 26 апреля

VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва

  • 6 апреля

Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва

  • 18 – 19 апреля

Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва

  • Май

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках

  • 16 мая

Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва

Все »









Репортажи

Митрополит Иларион: Евангельский текст – сокровище, запертое на два замка

Председатель ОВЦС представил свою книгу «Начало Евангелия»

26.09.2016 08:10 Версия для печати

Москва, 26 сентября, Благовест-инфо. Презентация книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия» состоялась 23 сентября в торговом доме «Библио-Глобус». Книга, которая является первой частью уже написанного шеститомника о Христе, увидела свет в издательстве Сретенского монастыря. На презентации присутствовали историки, писатели, деятели науки и культуры, студенты и преподаватели Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Для нового апостольского нунция в РФ архиепископа Челестино Мильоре, недавно прибывшего в Россию, это было одно из первых публичных мероприятий.

Автор книги дал развернутое представление о новом издании. Сначала он ответил на вопрос, который задал бы всякий, взявший в руки новую книгу о Христе: «Казалось бы, что можно сказать об Иисусе Христе после всего, что было о Нем написано и сказано? Наверное, нет в истории человека, о котором было бы сказано или написано хотя бы одна сотая или одна тысячная часть того, что сказано или написано об Иисусе Христе. Объем литературы, посвященной Его личности, Его жизни и Его учению, поистине неисчерпаем. Даже для того, чтоб обозреть этот гигантский объем литературы, недостаточно было бы целого научно-исследовательского института». С другой стороны, об Иисусе Христе все уже было сказано в Евангелии две тысячи лет назад, считают многие.

Фото: Служба коммуникации ОВЦС

Конечно, Евангелие – это основной и единственный достоверный источник сведений об Иисусе Христе, подчеркнул митрополит. Он сравнил евангельский текст с «сокровищем, которое спрятано в сейфе, закрытым на два замка. Для того, чтобы этот сейф открыть и прикоснуться к сокровищу, нужно иметь два ключа».

Что же это за ключи? Первый – «это понимание того, что Иисус Христос был реальной исторической личностью, реальным человеком. Я начинаю свой обзор мнений об Иисусе Христе с вопроса: существовал ли Иисус? Казалось бы, разве в этом кто-то сомневается? Оказывается, такие теории были». Автор книги напомнил, что в советское время в школах говорили о Христе как о литературном персонаже, связывая его с древнеегипетской и древнегреческой мифологией. Поскольку Евангелие в советское время было практически недоступно, многие черпали представление о Христе из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». И в наше время появляются «все новые и новые так называемые «революционные биографии» Иисуса»: то ученые нам говорят, что Иисус был революционером, который хотел освободить еврейский народ от римлян, но у него ничего не получилось, и тогда Иисуса распяли; то высказывают идею, что Иисус был некий странствующий философ-киник», и т.д. В любом случае, если авторы не основываются на Евангелии, образ Иисуса конструируется, «фабрикуется», и он не может претендовать на достоверность, отметил митрополит.

Итак, первый ключ – это понимание человеческой природы Иисуса Христа, которому были присущи все свойственные человеку особенности, черты характера, эмоциональность. «В этой книге целая глава посвящена эмоциональному портрету Иисуса: что Он был за человек, какой у Него был характер. И оказывается (мы это узнаем из Евангелий), что Он умел радоваться и плакать, Он скорбел и страдал, уставал и спал, Он переживал тяжелейшие физические и нравственные мучения», -- пояснил автор.

«Другой ключ – это понимание того, что Иисус Христос был не просто человеком. Он был Богом, Который стал человеком. И именно это определило Его значимость в истории человечества», -- продолжил он и опять стал отвечать на вопросы, которые подразумеваются: разве есть в отдельных элементах «человеческой биографии» Христа что-то уникальное? разве не было людей, которые учили нравственным истинам? разве не было несправедливо осужденных людей? А таких, которых на кресте распяли? Конечно, были, но «почему ни один из тех крестов не оказал никакого влияния на историю человечества, на философию, на мировоззрение, на историю, на искусство, на культуру, на личные судьбы тысяч и миллионов людей? Потому что земная человеческая история Иисуса Христа – это не только история человека. Это история Бога, ставшего человеком». Митрополит подчеркнул: «Я в своей книге показываю: тот факт, что Иисус Христос был Богочеловеком, не делает Его ни полубогом, ни получеловеком. Он не был каким-то неполноценным человеком, и то, что Он Бог, не помогало, например, претерпевать физические страдания, которые были столь же тяжелыми».

Читателям важно понимать, что «это была действительно очень трагическая по человеческим меркам история, но это была история Бога, Который пожелал пройти именно через такую человеческую жизнь. Он пожелал на Себя взять человеческие страдания для того, чтобы человек ощущал присутствие Бога в своей жизни, чтобы люди перестали задаваться вопросом: «Когда я страдаю и когда мне плохо, где же Бог? Почему Он так далеко, почему Бог обо мне забывает? Почему на меня не смотрит?» Через все это прошел Иисус Христос…». Чтобы все это понять, «нужно просто вчитываться в страницы Евангелий», имея два предложенных автором книги ключа.

Фото: Служба коммуникации ОВЦС

Далее митрополит Иларион рассказал, что работал с греческим текстом Евангелий, проводя кропотливый сравнительный анализ четырех евангельских повествований. Он коснулся вопроса о несоответствиях в этих текстах, которые, по его мнению, «только подчеркивают достоверность самого евангельского свидетельства». Он привел высказывание Патриарха Кирилла, который сравнил повествования четырех евангелистов со свидетельскими показаниями относительно дорожно-транспортного происшествия: люди, видевшие аварию с разных сторон, расскажут о ней по-разному. Так и о Христе мы узнаем из «свидетельских показаний» евангелистов, и именно это драгоценно для Церкви: «Если бы у нас было одно повествование, сшитое из четырех, это значило бы, что Церковь не захотела услышать реальные свидетельские показания. Ведь в истории предпринимались попытки создать одно Евангелие из четырех, но Церковь все эти попытки отвергла».

Автор рассматривает все так называемые разногласия Евангелий очень подробно. На презентации он привел пример с разными рассказами о Рождестве Христовом в Евангелиях от Матфея и от Луки и, для лучшего понимания, сравнил эти истории с двумя житийными иконами: в среднике у них одно и то же изображение, а в житийных клеймах они расходятся. Так и здесь: каждый евангелист «вписывает в раму» своего контекста главное событие – Матфей концентрируется на исполнении ветхозаветных пророчеств, а Лука обращает внимание на параллелизм историй появления на свет Иисуса и Иоанна Крестителя.

Далее митрополит Иларион сообщил, что уже написаны и готовятся к изданию еще пять томов издания, которые будут выходить с периодичностью два-четыре месяца. Структура шеститомника такова: первая книга содержит вводный раздел о Евангелии, рассматриваются начальные главы четырех Евангелий до выхода Иисуса Христа на проповедь и призвания учеников включительно. В этом солидном томе, который презентовался на вечере, 800 страниц, но при этом 330 иллюстраций, пояснил автор и заверил, что это облегчает чтение и восприятие. Несмотря на наличие сносок, библиографии и т.д., книгу нельзя считать специализированной научной литературой, она доступна для широкого читателя, подчеркнул автор. Это подтвердил прочитавший книгу известный историк, научный руководитель Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко.

Второй том называется «Нагорная проповедь», он посвящен главам 5-7 Евангелия от Матфея. Третья книга целиком посвящена чудесам Иисуса Христа; четвертая – притчам. Пятый том сосредоточится на Евангелии от Иоанна. В шестом томе главное место займет история страстей, смерти и Воскресения Христа.

В выступлениях на презентации высказывались мысли о том, что книги митрополита Илариона о Христе могут использоваться в качестве учебника в школах, вузах, не говоря о семинариях и духовных академиях. Автор сообщил, что на основе шести томов готовится сокращенный вариант – одна книга, которая станет учебником для бакалавриата духовных школ.

В завершение вечера президент Академии российской словесности Юрий Беляев вручил митрополиту Илариону высшую награду академии – золотую Пушкинскую медаль «Ревнителю просвещения».

Юлия Зайцева



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Репортажи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»