Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 29 февраля – 2 июня

Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва

  • 29 февраля – 12 мая

Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва

  • 14 марта – 2 июня

Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва

  • 26 марта – 15 мая

Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва

  • Апрель

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 1 – 26 апреля

VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва

  • 4 апреля – 12 мая

Выставка «Праздник Благовещения». Москва

  • 18 – 19 апреля

Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва

  • 19 апреля

Пресс-конференция «Гармония буддизма и современные вызовы». Москва

  • 21 апреля

Концерт «В минуту жизни трудную». Москва

  • 22 апреля

Презентация нотного сборника песнопений литургии, посвящённого новомученикам и исповедникам Русской Церкви XX века

  • 22 апреля

Семинар «Церковно-приходская жизнь русского зарубежья: будни и праздники (по материалам архивных фондов ДРЗ)». Москва

Все »









Новости

Институт Европы РАН и Институт св. Фомы провели конференцию, посвященную наследию II Ватиканского собора

19.02.2016 14:23 Версия для печати

Москва, 19 февраля, Благовест-инфо. Международная научно-практическая конференция «Трансформация христианского мировоззрения в современном мире: диалог Церквей и наследие II Ватиканского собора» прошла в Институте Европы РАН. На ней собрались религиоведы, историки, социологи, представители религиозных объединений и органов власти.

Модератором встречи выступил ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин. Конференция прошла под знаком недавней встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване, которая знаменует собой новый этап в отношениях между Московским патриархатом и Святым Престолом.

С приветственными словами к участникам обратился Апостольский нунций архиепископ Иван Юркович. Он отметил, что мы живем в особый исторический момент трансформации мировоззрения. Европа в 20 веке пережила множество трагических изменений, и Собор ─ это необычно быстрый ответ на вызовы нашего времени. Благодаря духу открытости, объявленному на Соборе, стала возможной встреча папы Павла VI и Константинопольского патриарха Афинагора, которые сняли взаимные анафемы. Нунций подчеркнул, что встреча в Гаване явилось продолжением диалога между христианскими церквями в духе соборного декрета «Unitatis Redintrgartio», посвященного проблеме экуменизма.

Один из организаторов конференции, директор Института св. Фомы о. Томас Гарсиа сказал в своем выступление, что наследие II Ватиканского собора заметно в Церкви до сих пор. Он задался вопросом, какова роль Церкви в политике и каковы отношения к другим христианским конфессиям. Комментируя декларацию, подписанную в Гаване, о. Томас констатировал, что в условиях секуляризма у наших Церквей есть общая миссия: «помочь Европе вновь обрести свои христианские корни». Как подчеркнули Папа и Патриарх, 20 век стал временем мучеников, поэтому теология мученичества способна нас объединить.

Заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы Антон Игнатенко заметил, что конференция в свете последних событий в высшей степени актуальна. По этой причине в Москве осенью этого года пройдет Всемирный саммит в поддержку гонимых христиан, на который съедутся представители всех христианских конфессий.

Профессор Папского Восточного института о. Германо Марани посвятил свой доклад «милосердию как способу обращения с современным человеком» и идеям персонализма в богословии 20 века. Слово «милосердие» ─ это ключевое слово в Библии, которое описывает отношение человека с Богом. Папа Франциск приурочил открытие внеочередного юбилейного года Милосердия к 50-й годовщине закрытия II Ватиканского собора. 20 век заново открыл личность как антропологическую категорию. Открытие личности не оправдывает зло и грех, но человек и его лик первичны. «Сейчас верить в человека ─ это мужественный акт веры», ─ подытожил о. Германо.

Научный сотрудник Института Европы РАН Анатолий Красиков поделился своими воспоминаниями, связанными с его работой в качестве корреспондента ТАСС на II Ватиканском соборе. По словам ученого, это событие определило вектор его научных интересов на всю жизнь. Ученый отметил, что его научная карьера, начавшаяся в Риме, завершается встречей Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе. Нынешний Папа в своей миротворческой деятельности похож на святого Иоанна XXIII, который принял решение созвать Собор. «Я убежден в том, что будущее Католической Церкви будет прекрасным», – закончил свое выступление ученый.

По мнению ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН Сергея Филатова, самым главным в Соборе явилось новое понимание свободы человека. Осознание свободы привело к различным последствиям в политике и жизни общества. Так, например, ученый связывает крах авторитарных режимов во многих католических странах с решениями II Ватиканского собора. Современное состояние Русской Православной Церкви сильно отличается от того положения, в котором находилась Католическая Церковь накануне Собора. Православная Церковь в России тесно сотрудничает с государством, и идеи симфонии духовной и светской властей поддерживаются большинством верующих. Несмотря на ряд различий, опыт 70-летнего атеизма дал понимание того, что сотрудничество с властью ненадежно. «Опыт II Ватиканского собора очень интересен и важен для Русской Православной Церкви и России», - резюмировал С. Филатов.

Старший научный сотрудник Института Европы РАН Вероника Язькова посвятила свой доклад восприятию идеи прогресса Католической Церковью и вызовам новых технологий. Церковь прошла путь от неприятия прогресса до его острожного одобрения. Соборный декрет «Inter mirifica» провозгласил, «что технические нововведения есть дар Божий и что Церковь использует печать, радио и телевидение в той мере, в которой они способствуют христианскому воспитанию». Однако в документе от 2003 г. «Церковь и интернет» подчеркивается, что «виртуальная реальность не может заменить присутствия Бога в таинствах».

Аспирант Института Африки РАН Алексей Новиков и сотрудник Института всеобщей истории РАН, представитель Общины святого Эгидия в России Алессандро Салаконе рассказали об отношении Католической Церкви к беженцам и внутренним переселенцам. Этой проблеме посвящена апостольская конституция Пия XII «Exsul Familia». В 1988 создается Папский совет по пастырскому попечению о мигрантах и странствующих, который в 2004 г. подготовил инструкцию «Любовь Христа к мигрантам». В этих документах Церковь призывает верующих относиться к беженцам как к братьям и сестрам и признает право личности на переселение. Церковь говорит о мигрантах не как о проблеме, но как о шансе, потому что они позволяют местным общинам проверить свою кафоличность. Папа Франциск, сам сын эмигрантов, в апостольском увещевании «Evangelii Gaudium» пишет, что «нужна международная кооперация, дух глубокой солидарности и интеграции». Однако 2015 год стал критическим в отношениях европейцев к мигрантам. Папа Франциск подверг критике западную политику на Ближнем Востоке и заявил, что миграция не должна угрожать безопасности европейского континента. Церковь оказалась перед выбором: отказаться от милосердия или дать ситуации выйти из-под контроля.

Ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Ольга Чернышева выступила с докладом о взаимоотношениях Католической и Лютеранской Церквей в Швеции после Реформации.

Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Ольга Величко рассказала об экуменической деятельности фонда «Pro Oriente» в Вене, который поддерживает отношения с Православными и Древневосточными Церквями.

Пастор, руководитель отдела богословия Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Михаил Дубровский и ректор Евроазиатской богословской семинарии Алексей Горбачев посвятили свои доклады апостольству мирян и всеобщему священству в учении отцов Реформации и в богословии 20 века. Для Кальвина и Лютера рабочее место стало место священнического служения, а профессиональный труд ─ священнодействием. К сожалению, такое понимание труда оказалось утраченным современными протестантами в России. Соборный декрет «Apostolicam Actuositatem», посвященный роли мирян в Католической Церкви, помогает и евангельским христианам заново открыть харизматическое измерение работы. Пространство труда обладает большим экуменическим потенциалом, так как на работе протекает большая часть жизни современного человека.



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Новости»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»